#NotBadCinema
Роль цвета в кинематографе
В своём цветовом развитии кинематограф, по сути, повторял историю фотографии, постепенно совершенствуя цветопередачу. Впервые ручное раскрашивание чёрно-белой плёнки применил Т. Эдисон в 1895 году в короткометражке «Танец Лои Фуллер». Один из пионеров немого кино Жорж Мельес применял ручную раскраску своих кинокартин, тиражируя раскрашенные фильмокопии параллельно с чёрно-белыми. Известный фильм этого кинопродюсера («Путешествие на Луну») выпускался в раскрашенной версии, стоившей значительно дороже чёрно-белой. Раскраска проводилась поточным способом, покадрово, с использованием ручного труда бригады художниц.
С. Эйзенштейн использовал ручную раскраску в 1925 году в своём знаменитом фильме «Броненосец Потёмкин». По сюжету фильма восставшие поднимают над броненосцем красный флаг. При существовавших тогда возможностях красный флаг в черно-белой передаче выглядел бы чёрным. Проблема была решена через раскрашивание флага вручную. В связи с этим в картине снимали белый флаг. Красный же цвет произвел огромное впечатление на зрителей.
В дальнейшем массовой технологией стало тонирование исходного чёрно-белого изображения в какой-либо одноцветный оттенок, иногда зависевший от характера снятого сюжета (сцены пожаров, например, тонировались в красный цвет, а ночные сцены — в синий). Затем для получения цвета стали применять технологию Kinemacolor, прогоняя черно-белую пленку через красный и зеленый фильтры. Такой способ съемки использовался в кино вплоть до Первой мировой войны.
Однако, даже после освоения долгожданной полноценной цветопередачи в кинематографе сюжет иногда требовал возвращения к чёрно-белым кадрам или полный отказ от цвета с целью этим самым отказом что-то сказать зрителю. Например, триллер «Человек, которого не было» братьев Коэн, в котором отсутствие цвета в фильме — продолжение главного героя, непонятного окружающим и себе самому. Военные фильмы очень часто используют этот простой кинематографический приём, когда необходимо показать восприятие мира в страшные годы. Как вы помните, в «А зори здесь тихие…» воспоминания о мирной жизни переданы ярко, в цвете, в отличие от суровой военной действительности .
В этом плане интересен «Список Шиндлера», в котором цвет использовался для эпизода с появлением девочки в красном пальто, которая идёт среди чёрно-белого ужаса, творящегося вокруг. Возможно, именно в этот момент происходит перелом в отношении Шиндлера к происходящему. Позже среди обезображенных тел герой видит труп девочки в грязном, но всё ещё красном пальто…
Ярким примером может быть и «Город грехов», экранная картинка которого чёрно-белая и очень контрастная, а цветом выделены (как, впрочем, и в оригинальном произведении) отдельные персонажи или связанные с ними детали.
Однако и в цветном фильме один цвет или комбинации цветов могут играть интересную роль. Вспомните картину «Миллионер из трущоб», в котором у главной героини всегда был элемент одежды жёлтого цвета. Другим интересным примером является использование целой палитры цветов и оттенков, которые передают настроение фильма: депрессивный коричневато-серый с проблесками жёлтого, погибающий мир в картине «Дорога» или сочный, контрастный, построенный на комбинациях зелёного, красного и жёлтого (с редкими вкраплениями синего) мир «Амели». Не случайны и болотные, ядовитые жёлто-зелёно-коричневые тона «Бойцовского клуба».
И таких примеров может быть масса, если внимательнее приглядеться. Режиссёры – тоже художники…